ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к учебному плану
Учебный план МАДОУ «Детский сад № 8» (далее учебный план МА ДОУ)
— документ, регламентирующий организацию образовательного процесса в МА
ДОУ с учетом требований, предъявленных к максимально допустимому объему
образовательной нагрузки обучающихся.
Учебный план МАДОУ на 2025-2026 учебный год разработан
в соответствии с:
- Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»
от 29 декабря 2012 год. № 273-ФЗ;
- Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384, далее
ФГОС ДО);
- Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020
года N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования»;
- Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 №1028 «Об утверждении
федеральной образовательной программы дошкольного образования»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января
2021 г. N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания» (Гл. VI.Гигиенические
нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи);
- Уставом автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад
№ 8».
Целью
разработки
учебного
плана
МАДОУ
является
организация образовательной деятельности в рамках образовательной программы
дошкольного образования, определение перечня образовательных областей и видов
деятельности воспитанников, объема показателей минимально необходимых и
максимально возможных временных затрат (часов) для достижения
образовательной
организацией
запланированных
образовательных
результатов.Учебный год начинается с 01.09.2025 г. и заканчивается 31.05.2026 г.,
МАДОУ работает в режиме пятидневной рабочей недели.
Образовательная деятельность ориентирована на обеспечение развития
личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и
охватывает следующие структурные единицы (модуль), представляющие
определенные направления развития и образования детей: социально2
коммуникативное
развитие;
познавательное
развитие;
речевое
развитие;художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Конкретное содержание образовательных областей реализуется в различных
видах деятельности:
- в раннем возрасте (1,5 года - 3 года) предметная деятельность и игры с
составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и
веществами, общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под
руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметамиорудиями, восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок,
двигательная активность;
- для детей дошкольного возраста (3 года - 7 лет)- игровая, включая сюжетноролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и
взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская
(исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а
также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и
элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из
разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной
материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная
(восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкальноритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и
двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Часть образовательной деятельности реализуется в процессе режимных
моментов, в ходе интегрированной образовательной деятельности (Таблица 1)
Социально-коммуникативное
развитие
Образов я область
Таблица 1
Сфера/Вид детской
деятельности
Группа
Младшая
Средняя
Старшая
Подгот. к
раннего
группа
группа
группа
школе
возраста
группа
1,5- 2-3
3-4
4-5
5-6
6-7
2г
Игровая деятельность реализуется через все виды детской деятельности
Социальные отношения/
Организуются в процессе режимных моментов, в ходе
через все виды детской
интегрированной образовательной деятельности
деятельности
Формирование основ
гражданственности и
патриотизма/через все виды
детской деятельности
Трудовое воспитание/
Самообслуживание и
элементарный бытовой труд
Формирование основ
безопасного поведения/через
все виды детской
деятельности
-
-
-
Организуются в процессе режимных моментов, в
ходе интегрированной образовательной деятельности
Организуются в процессе режимных моментов,
самостоятельной деятельности детей, в ходе
интегрированной образовательной деятельности
Организуются в процессе
режимных моментов,
ОД
самостоятельной
деятельности детей, в
ОД
3
Физическое развитие
Художественно - эстетическое
развитие
Речевое
развитие
Познавательно
е развитие
ходе интегрированной
образовательной
деятельности
Сенсорные эталоны и
познавательные действия/
Познавательно исследовательская
деятельность
Восприятие смысла сказок,
стихов, рассматривание
картинок/Интерес к
художественной литературе/
Восприятие художественной
литературы и фольклора
Приобщение к
искусству/музыкальная и
изобразительные виды
деятельности
Народное декоративноприкладное
искусство/изобразительная
деятельность
Театрализованная
деятельность/ через все виды
детской деятельности
Культурно – досуговая
деятельность/ через все виды
детской деятельности
Формирование основ
ЗОЖ/через все виды детской
деятельности
Активный
отдых/двигательная
активность
ОД
ОД
ОД
ОД
Реализуется в совместной деятельности
взрослого и ребенка в режимные
моменты, в ходе интегрированной
образовательной деятельности
-
-
-
-
Организуются в процессе
режимных моментов,
самостоятельной
деятельности детей, в
ходе интегрированной
образовательной
деятельности
ОД
ОД
Реализуется в совместной деятельности взрослого и ребенка
в режимные моменты, в ходе интегрированной
образовательной деятельности
-
Реализуется через все виды изобразительной
деятельности
Реализуется в совместной деятельности взрослого и ребенка,
в ходе интегрированной образовательной деятельности
Реализуется в совместной деятельности взрослого и ребенка
-
-
-
-
Реализуется в совместной деятельности взрослого и
ребенка в режимных моментах, в ходе
интегрированной образовательной деятельности
Физкультурный досуг
1 раз в месяц
(во второй половине дня
20-25 мин)
1 - 2 раза в месяц(во
второй половине дня 2025 мин)
Физкультурный
праздник
2 раза в год
(не более 1,5 часов)
-
-
-
-
-
День здоровья
Реализуется 1 раз в 3 месяца
Учебный план предусматривает виды деятельности для реализации задач
обязательной части и части формируемой
участниками образовательного
процесса. Обязательная часть образовательной программы дошкольного
образования составляет (как и входящего в нее учебного плана) составляет не
4
менее 60%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса – не
более 40% от общего объема1.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений определен, с
учетом выбранных и согласованных с участниками образовательных отношений,
образовательных программ:
Условные обозначения:
* - Образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет»:
дошкольный возраст / О. А. Трофимова, О. В. Толстикова, Н. В. Дягилева, О. В.
Закревская; Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области,
Государственное
автономное
образовательное
учреждение
дополнительного профессионального образования Свердловской области
«Институт развития образования». – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2019
** - Проект «Урал – мой край родной»: авторы-составители ст. воспитатель МА ДОУ №
8 Патрахина Е.К., ст. воспитатель МА ДОКУ № 4 Галуза О.Ю., ст. воспитатель
Бессмертная Т.В.
*** - «Робототехника LEGOWeDo»: программа для детей 7-го года жизни
познавательной направленности, составитель ст. воспитатель МА ДОУ № 8
Патрахина Е.К., 2017
Образовательная деятельность во всех возрастных группах в утренний период
времени организуется не ранее 8.00 и заканчиваются не позднее 17.00 в вечернее
время.
Продолжительность занятий регламентируется в зависимости от возраста детей и
составляет:
- от 1,5 до 3 лет – не более 10 мин, в первую половину дня суммарно – 20 мин;
- в младшей группе – не более 15 минут, в первую половину дня суммарно - 30
мин;
- в средней группе – не более 20 минут; в первую половину дня суммарно – 40 мин;
- в старшей группе – не более 25 минут; суммарно 50 мин или 75 мин при
организации 1 занятия после дневного сна;
- в подготовительной к школе группе – не более 30 минут, суммарно – 90 мин.
Перерывы между занятиями не менее 10 минут. Занятия по физическому
развитию 3-7 лет проводится не менее трех раз в неделю.
___________________________
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте
России 14.11.2013 N 30384).
1
5
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
реализации образовательной программы дошкольного образования
(план образовательной деятельности для детей раннего возраста)
Образовательная
область
(модуль)
Сфера/Виды деятельности
(модули)
Возрастные группы
детей/Количество минут в неделю
2-й год жизни
3-й год жизни
Обязательная часть
Игровая деятельность реализуется через все виды детской деятельности
Модуль.
Организуется в процессе режимных моментов,самостоятельной
деятельности детей, в ходе интегрированной образовательной
Социальнодеятельности
коммуникативное
развитие
Модуль.
Сенсорные эталоны и
1
0,5
10 мин
5 мин
Познавательное
познавательные
действия/Предметная
развитие
деятельность и игры с
составными и динамическими
игрушками
Математические
0,5
5 мин
представления
Окружающий мир/
1
0,5
Экспериментирование с
10 мин
5 мин
материалами и веществами
Природа/ через различные виды
1
0,5
детской деятельности
10 мин
5 мин
Модуль.
Развитие понимания
2
речи/Общение с взрослым и
10 мин
Речевое развитие
совместные игры со
сверстниками под руководством
взрослого
Формирование словаря,
1
10 мин
звуковая культура речи,
грамматический строй речи,
связная речь/ Общение с
взрослым и совместные игры со
сверстниками под руководством
взрослого
Модуль.
Изобразительная
1
деятельность/
10 мин
Художественно(рисование)
эстетическое
развитие
Изобразительная
0,5
деятельность/
5 мин
(лепка/)
Изобразительная
0,5
деятельность/
5 мин
(конструирование)
Музыкальная деятельность
(слушание, пение, музыкальноритмические движения)
2
20 мин
2
10 мин
6
/Восприятие смысла музыки
Модуль.
Физическое развитие
Двигательная деятельность
(общеразвивающие упражнения
и основные движения,
подвижные игры)
ИТОГО (в обязательной части):
2
20 мин
2
20 мин
9
9
(90 мин)
(90 мин)
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Образовательная программа дошкольного образования
реализуется в форме культурных
«СамоЦвет»
практик ежедневно в совместной
деятельности взрослого и ребёнка, в
ходе режимных моментов
Максимальный объем образовательной нагрузки:
9
9
90 мин
90 мин
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
образовательной программы дошкольного образования
(план образовательной деятельности для детей дошкольного возраста)
Образовательная
область
(модуль)
Сферы/Виды деятельности
Возрастные группы
детей/Количество ОД и
минут в неделю
4-й год
5-й год
жизни
жизни
Обязательная часть
Игровая деятельность реализуется через все виды детской деятельности
Организуется в процессе режимных моментов,самостоятельной
Социальнодеятельности детей, в ходе интегрированной образовательной
коммуникативное
деятельности
развитие
0,5/7,5
0,5/10
Познавательное
Сенсорные эталоны и познавательные
действия/ Познавательно мин
мин
развитие
исследовательская деятельность
Математические представления/
0,5/7,5
0,5/10
Познавательно -исследовательская
мин
мин
деятельность
Окружающий мир/ Познавательно 0,5/7,5
0,5/10
исследовательская деятельность
мин
мин
Природа/ Познавательно 0,5/7,5
0,5/10
исследовательская деятельность
мин
мин
1/
1/
Речевое развитие
Формирование словаря, звуковая
15 мин
20 мин
культура речи, грамматический строй
речи, связная речь, подготовка к
обучению грамоте/Коммуникативная
деятельность
2
2
Художественно Музыкальная деятельность
(слушание, пение, песенное творчество,
30 мин
40 мин
эстетическое
музыкально-ритмические движения, игра
развитие
на детских муз. инструментах)
7
Изобразительная
деятельность(рисование)
Изобразительная деятельность
(лепка)
Изобразительная деятельность
(аппликация)
Конструктивная деятельность
Двигательная деятельность (основная
гимнастика, (ритмическая гимнастика),
строевые упражнения, подвижные игры,
спортивные упражнения, формирование
основ ЗОЖ)
ИТОГО (в обязательной части):
Физическое
развитие
0,5/7,5
мин
0,5/7,5
мин
0,5/7,5
мин
0,5/7,5
мин
3
45 мин
0,5/
10 мин
0,5/
10 мин
0,5/
10 мин
0,5/
10 мин
3
60 мин
10
150 мин
200 мин
10
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Образовательная программа дошкольного образования
реализуется в форме
«СамоЦвет»
культурных практик
ежедневно в совместной
деятельности взрослого и
ребёнка
10
10
Максимальный объем образовательной нагрузки:
200
мин
150 мин
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
образовательной программы дошкольного образования
(план образовательной деятельности для детей дошкольного возраста)
Образовательная
область
(модуль)
Сферы/Виды деятельности
Возрастные группы
детей/Количество занятий
и минут в неделю
6-й год
7-й год
жизни
жизни
Обязательная часть
Игровая деятельность реализуется через все виды детской деятельности
Модуль.
0,5
0,5
Формирование основ безопасного
поведения/через все виды детской
12,5 мин
15 мин
Социальнодеятельности
коммуникативное
развитие
Математические представления/
1/
1/
Модуль.
Познавательно -исследовательская
25 мин
30 мин
Познавательное
деятельность
развитие
Окружающий мир/ Познавательно 1/
1/
исследовательская деятельность
25 мин
30 мин
Природа/ Познавательно 1/
1/
исследовательская деятельность
25 мин
30 мин
Модуль.
1/
1/
Формирование словаря, звуковая
25 мин
30 мин
Речевое развитие
культура речи, грамматический строй
речи, связная речь/Коммуникативная
деятельность
8
Модуль.
Художественноэстетическое
развитие
Подготовка к обучению
грамоте/Коммуникативная деятельность
1/
25 мин
1/
30 мин
Интерес к художественной
литературе/Восприятие художественной
литературы и фольклора
Музыкальная деятельность
(слушание, пение, песенное творчество,
музыкально-ритмические движения, игра на
детских муз. инструментах)
Изобразительная деятельность
(рисование)
Изобразительная деятельность
(лепка)
Изобразительная деятельность
(аппликация)
Конструктивная деятельность
0,5
12,5 мин
0,5
15 мин
2
50 мин
2
60 мин
1
25 мин
1
25 мин
0,5
12,5 мин
0,5
12,5 мин
3
75 мин
0,5
15 мин
0,5
15 мин
0,5
15 мин
0,5
15 мин
3
90 мин
Модуль.
Физическое
развитие
Двигательная деятельность
(основная гимнастика, ритмическая
гимнастика, строевые упражнения,
подвижные игры, спортивные и строевые
упражнения, формирование основ ЗОЖ)
ИТОГО (в обязательной части):
13
13
325 мин
360 мин
(92%)
(84%)
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
реализуется в форме
Образовательная программа дошкольного образования
культурных практик
«СамоЦвет»
ежедневно в совместной
деятельности взрослого и
ребёнка
Проект «Мой край родной»
Игровая деятельность реализуется через все виды детской деятельности
Образовательная область
Сферы/Виды деятельности
Количество ОД и минут в
(модуль)
неделю
Модуль.
Окружающий мир/
3 мин
4 мин
Познавательно Познавательное развитие
исследовательская деятельность
Природа/ Познавательно 3 мин
4 мин
исследовательская деятельность
Модуль.
3 мин
4 мин
Формирование словаря,
Речевое развитие
звуковая культура речи,
грамматический строй речи,
связная речь Коммуникативная
деятельность
Интерес к художественной
литературе/Восприятие
художественной литературы и
фольклора
3 мин
4 мин
9
Модуль.
Художественно - эстетическое
развитие
Изобразительная
деятельность
(рисование/лепка)
Изобразительная
деятельность
(аппликация/конструктивная
деятельность)
Музыкальная деятельность
(слушание, пение, песенное
творчество, музыкальноритмические движения, игра на
детских муз. инструментах)
Двигательная деятельность
Модуль.
Физическое развитие
Периодичность каждого вида деятельности 1 раз в 2 месяца
3 мин
3 мин
3 мин
3 мин
3 мин
4 мин
4 мин
4 мин
1
25 мин
1
30 мин
(8%)
1
30 мин
(8%)
2
60 мин
(16%)
14
420 мин
(7 ч.00 мин)
«Робототехника LEGO WeDo»: программа для детей 7-го года
жизни познавательной направленности
-
ИТОГО (в части, формируемой участниками образовательных
отношений):
1
25 мин
(8%)
13
325 мин
(5ч.25 мин)
Максимальный объем образовательной нагрузки:
10
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
образовательной деятельности
месяц
изменения*
год
неделя
месяц
изменения*
год
неделя
месяц
изменения*
год
неделя
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
год
неделя
3
изменения*
год
2
месяц
изменения*
подготовительная к
школе группа
(6 -7 лет)
месяц
старшая группа
(5 - 6 лет)
неделя
средняя группа
(4 -5 лет)
год
младшая группа
(3 – 4 года)
изменения*
группа раннего
возраста
(2 – 3 года)
месяц
1
группа
раннего
возраста
(1,5 – 2 года)
неделя
Образовательная область/Сфера
/Виды деятельности
24
25
Игровая деятельность реализуется через все виды детской деятельности
Социально-коммуникативное развитие
Формирование основ
безопасного поведения/через
различные виды детской
деятельности
Сенсорные эталоны и
познавательные
действия/Предметная
деятельность и игры с составными
и динамическими
игрушками/Познавательно исследовательская деятельность
Математические представления/
Предметная деятельность и игры с
составными и динамическими
игрушками/Познавательно исследовательская деятельность
Окружающий мир/
Экспериментирование с
материалами и веществами/
2
-
1
-
-
4
-
-
-2
-
-
36
-
-
0,5
0,5
0,5
1
4
-5
33
-
2
2
2
-
-2
-1
-2
-
-
-
-
-
-
-
-
-
0,5
2
-3
17
0,5
Познавательное развитие
18
0,5
2
-2
18
0,5
2
-2
18
-
-
-
-
-
-
-
-
0,5
2
-1
18
0,5
2
-1
18
1
4
-3
36
1
4
-3
36
0,5
2
-3
17
0,5
2
-3
17
1
4
-7
28
и
4**
1
4
-7
28
и
4**
18
18
11
Познавательно исследовательская деятельность
Природа/ через различные виды
детской деятельности/
Познавательно -исследовательская
деятельность
1
4
-2
36
0,5
2
-1
18
0,5
2
-3
16
0,5
2
-3
16
1
4
-2
33
и
3**
1
4
-3
33
и
3**
36
1
4
-3
36
1
4
-3
36
1
4
-3
36
Речевое развитие
Развитие понимания
речи/Общение с взрослым и
совместные игры со сверстниками
под руководством взрослого
Формирование словаря,
звуковая культура речи,
грамматический строй речи,
связная речь, подготовка к
обучению
грамоте/Коммуникативная
деятельность
Интерес к художественной
литературе/Восприятие
художественной литературы и
фольклора
2
8
-6
72
1
-
-
-
-
-
4
-
-3
-
36
-
1
-
4
-
-3
-
-
-
-
-
-
0,5
2
-1
1
4
-7
1
4
-3
0,5
2
16
и
2**
0,5
2
-2
0,5
2
-3
0,5
2
-3
0,5
2
0,5
2
2
8
16
и
2**
Художественно - эстетическое развитие
Изобразительная деятельность/
(рисование)
-
-
-
-
Изобразительная деятельность/
(лепка/)
-
-
-
-
Изобразительная деятельность
(аппликация)
-
-
-
-
4
-5
33
0,5
2
-2
18
1
4
-7
2
-2
18
0,5
2
-1
18
1
4
-3
-
-
-
0,5
2
-3
17
0,5
2
-3
0,5
28
и
4*
32
и
4*
-2
Конструктивная деятельность
Музыкальная деятельность
1
-
17
-1
0,5
-
-
-
-
2
8
-9
68
2
2
-1
18
0,5
2
-1
18
8
-9
68
2
8
-6
72
0,5
2
-1
18
0,5
2
8
-6
72
2
8
-11
29
и
3**
32
и
4**
14
и
2**
14
и
2**
62
-11
12
16
и
2**
12
и
2**
67
(слушание, пение, песенное
творчество, музыкальноритмические движения, игра на
детских муз. инструментах)
2
и
5**
и
4**
3
12
-8
1
4
-4
Физическое развитие
Двигательная деятельность
(основная гимнастика,
ритмическая гимнастика, строевые
упражнения, подвижные игры,
спортивные и строевые
упражнения, формирование основ
ЗОЖ)
«Робототехника LEGO WeDo»
2
8
-4
72
2
8
-6
72
3
12
-13
106
3
72
-13
106
3
12
-9
97
и
10**
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
13
98
и
10**
35