Программа просвещения родителей
16.05.2025
Программа
просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста,
посещающих дошкольные образовательные организации / Т.П. Авдулова, И.А.
Бурлакова, Е.И. Изотова, Т.В. Кротова, О.В. Никифорова, В.А. Новицкая, Г.Р.
Хузеева, Р.И. Яфизова [и др].: под ред. Е.И. Изотовой, Т.В. Кротовой. – Москва,
2024 – 225 с. Программа просвещения родителей (законных представителей) детей
дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные организации,
представляет собой документ призванный оказать помощь педагогам и другим
специалистам дошкольных образовательных организаций в просветительской
деятельности. Программа содержит методические материалы, которые позволяют
сориентироваться в современных взглядах на родительство, подходах к организации
процесса просвещения. Также в ней представлен значительный объем материалов,
касающихся непосредственно содержания просветительской деятельности в
дошкольных образовательных организациях. На страницах программы представлена
актуальная тематика по вопросам развития и образования детей младенческого,
раннего и дошкольного возрастов, а также ответы на наиболее волнующие родителей
(законных представителей) вопросы. Кроме того, в программе отражены примерные
темы и формы просветительской деятельности по каждой теме.
Просветительская деятельность осуществляется вне
реализации образовательных программ, поэтому Программа просвещения не
является образовательной программой. Она выступает инструментом, используя
который педагоги дошкольных образовательных организаций могут оперативно
находить содержание для подготовки коллективных и индивидуальных
просветительских мероприятий, ответов на вопросы родителей о воспитании и
развитии детей, выбирать оптимальные формы просвещения, творчески
перерабатывать материал с учетом специфики решаемых просветительских задач,
особенностей контингента родителей, возникающих образовательных ситуаций и
запросов.
Содержание программы включает просвещение
родителей по вопросам здоровья, воспитания, обучения и развития детей раннего и
дошкольного возраста, поддержку педагогов родителей детей с ОВЗ и
детей-инвалидов, права родителей и меры государственной поддержки, краткие
ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы, пространство родительских
инициатив.
Формы просвещения родителей могут быть направлены
на информирование родителей (лектории, собрания и т. п.), на формирование
практического опыта воспитательных действий (мастер-классы, тренинги,
практикумы и др.), а также на вовлечение родителей в совместную деятельность с
детьми (детско-взрослые проекты, детско-взрослые мастерские, совместные
праздники, досуги и др.).
Цель просвещения родителей (законных представителей)
Приобщение родителей к ценностям осознанного и
ответственного родительства, обеспечение поддержки семьи в вопросах
образования, охраны и укрепления здоровья каждого ребенка, обеспечение единства
подходов к воспитанию и обучению детей в условиях детского сада и семьи,
повышение воспитательного потенциала семьи, а также информирование о правах
родителей и государственной поддержке семей с детьми дошкольного возраста.
Основные задачи программы
1. Психолого-педагогическое просвещение и информирование родителей о значимых
изменениях в физическом и психическом развитии детей в младенческом, раннем и
дошкольном возрасте, о необходимых условиях для обеспечения полноценного
развития каждого ребенка.
2. Приобщение родителей к ценностям осознанного и ответственного родительства
как основы благополучия семьи и развития личности ребенка.
3. Раскрытие родителям важности и особенностей образовательной работы с детьми
младенческого, раннего и дошкольного возраста, понимания включенности родителей
в общее дело воспитания и обучения, развития их детей.
4. Психолого-педагогическая помощь родителям в понимании возможных причин
возникновения трудностей в развитии ребенка и путей их преодоления и
профилактики, в выборе оптимальной стратегии взаимодействия с ребенком.
5. Информирование родителей о возможностях получения индивидуальной помощи в
вопросах укрепления здоровья, обучения и воспитания детей младенческого,
раннего и дошкольного возраста.
6. Выбор оптимальных средств и методов взаимодействия дошкольной
образовательной организации с родителями детей младенческого, раннего и
дошкольного возраста, основанный на выделенных проблемах семейного воспитания и
взаимоотношений родителей с детьми.
Сроки внедрения программы 2024-2030 гг.
ФГБНУ «Институт развития, здоровья и адаптации ребенка» - Институт развития ребенка